Ар-деко: особенности стиля в архитектуре и интерьере

Интeрьeры в дуxe фильмa «Вeликий Гэтсби»: изыскaннoсть, стрoгaя гeoмeтрия и oбщee oщущeниe прaздникa — всe этo aр-дeкo. Кaкoв этoт метаболизм в aрxитeктурe и чeм oтличaeтся oт другиx — рaсскaзывaeм в нaшeй стaтьe.

Экспeрт в этoй стaтьe: Eкaтeринa Свaнидзe, пaртнeр aрxитeктурнoй студии dvekati

Aр-дeкo — палочка, кoтoрый пoявился вo Фрaнции в нaчaлe XX вeкa, зaтeм рaспрoстрaнился в Зaпaднoй Eврoпe и СШA и прoявил сeбя в aрxитeктурe, дизaйнe, изoбрaзитeльнoм искусствe. Oн стaл пoпулярным пoслe Мeждунaрoднoй выстaвки дeкoрaтивнo-приклaднoгo искусствa и сoврeмeннoй прoмышлeннoсти, кoтoрaя прoшлa в Пaрижe в 1925 гoду.

Aр-дeкo пoявился нa стыкe мoдeрнизмa и нeoклaссицизмa. Aр-дeкo быстрo стaл синoнимoм бoгaтствa, шикa, бoгeмы, а его приверженцы по полной обойме использовали в своих работах актив технического прогресса и новые качественные материалы. Сие означает в том числе, будто в богатых интерьерах и в архитектурном облике домов интересах элиты впервые начали массово прилагаться штампованные заводские элементы.

С появлением ар-деко декораторы, которые предварительно этого не считались представителями творческой интеллигенции, получили новоизобретённый статус: у них появилось профессиональное союз и такие же авторские власть, как у художников и скульпторов.

Помещение Павильона коллекционера. Всемирная показ (1925)

(Фото: SiefkinDR/wikipedia)

А там Второй мировой войны ар-деко стал поменьше востребован, в архитектуре начали вынимать верх более функциональные и строгие стили.

Катюля Сванидзе:

— Об ар-деко обыкновенно говорят, что это то есть (т. е.) последний большой стиль, река вообще не стиль, а стилевое школа. Как бы то ни было, ар-деко по сих пор остается одним с главных источников вдохновения в (видах архитекторов по всему миру. Промежду стилей, повлиявших на ар-деко, называют сецессион, неоклассицизм, конструктивизм, футуризм, кубизм, древнеегипетскую, доколумбову и мавританскую архитектуру, африканский примитивизм, древнегреческую архаику.

Пошиб, получивший известность как ар-деко, кайфовый Франции сначала называли «шикарным» — в интерьерах было полк ценных пород камня и дерева, металлов, слоновой бренные останки и прочей «крокодиловой кожи». Его подхватили парижские мебельщики, легендарные стекольщики Лалик и Марино, часовщики и ювелиры Картье, а да авторы «малых бронзовых форм».

Бронзовая статуя становится одним из символов ар-деко исполнение) истории искусств и воплощением пирушка самой «дорогой и солидной красивости». Стержень действительно стал последней в истории искусств громкой попыткой сочетать высокое и низкое, больших художников и ремесленников, подбирать небоскребы и гранд-отели с холодильниками и светильниками.

Основными характеристиками архитектуры ар-деко стали прямоугольные геометрические сложение, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Категория отступов, создающих ступенчатый профиль, создает монолитный внешний образ, типичный для фасадов в этом стиле.

Присутствие строительстве зданий в стиле ар-деко использовались косметика, бетонный блок, глазурованный брикет, гладкий камень и терракота, сталь и легкий. Широко задействовалось декоративное непрозрачное остекление.

Кой-какие здания этого стиля отличаются элементами одиночно ручной работы, другие декорировались украшениями массового производства, которые были меньше.

Плоские крыши украшались парапетами, шпилями неужели башнеобразными сооружениями, чтобы обратить внимание угол или вход. Декоративное линза или стеклянные блоки использовались в целях максимально естественного освещения. Сложные пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.

Слои Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Проекты в стиле ар-деко мультиформатны — они убыстренно создавались в сотрудничестве архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами. Рокфеллер-правительство, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и отдельные люди небоскребы Нью-Йорка, которые были построены в 20–30-х годах XX века, — особливо известные примеры ар-деко.

Ар-деко стремится к строгой геометрии. Архитекторы, дизайнеры, художники-декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают кривая, прямоугольник, ромб, треугольник, линия и другие четкие формы.

Замок Стокле в Брюсселе

(Фото: PtrQs/wikipedia.org)

Используются в основном симметричные, повторяющиеся узоры природного или — или геометрического характера. Они присутствуют (языко в интерьерах, так и на фасадах зданий.

Художников вдохновляют идеи творчества американских индейцев, египтян, а и природный орнамент. Характерные мотивы включают обнаженные женские фигуры, животных, листву, дары флоры, птиц и солнечные лучи.

Прибор Hope Memorial, Кливленд

(Фотография: Erik Drost/wikipedia.org)

В декоре и отделке достоинство отдается дорогостоящим натуральным и искусственным материалам — нефриту, серебру, перламутру, слоновой останки, обсидиану, хрому, горному хрусталю, бакелиту, железобетону.

Огромное число различных металлических акцентов, вплоть впредь до золотых поручней на дверях, несметное к зеркал, витражных стекол смелых расцветок и блестящих поверхностей. Всё-таки эти детали создают ощущеньице праздника и торжественности.

Заимствованный с вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную ипостась в архитектуре ар-деко. Современная трактование в основном выглядит как отступающие уровни иначе многоярусные элементы, которые придают строению может ли быть декоративному элементу форму пирамиды.

Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, которые ярко контрастируют друг с другом. Полутона, оттенки и пастельная звукоряд отходят на второй цель. Основными становятся бирюзовый, червонный, желтый, зеленый, баклажановый, темно-красный и другие яркие цвета.

Лобби Guardian Building в Детройте

(Позитив: Michael Barera/wikipedia.org)

Выключая блеска, в ар-деко нередко используются гладкие, ровные поверхности — нержавеющая сталь, легкий, мрамор, стекло.

Во многих зданиях в стиле ар-деко снедать башня или шпиль. Сие также связано с восхищением техническим прогрессом, которое было специфично для того времени. Пепельный каркас и металлические акценты здания Крайслер-билдинг в Нью-Йорке придают ему звездящийся, гламурный вид.

Дженерал-голубовато-синий-билдинг

(Фото: Chris06/wikipedia.org)

Катерина Сванидзе:

— На мировом уровне в некоторых частях света ар-деко без (оглядки выбирает в крестные отцы функционализм, а вслед за океаном, в США, и вовсе превращается в манером) называемый streamline modern — соответственно мнению одних историков архитектуры, американизированную версию стиля, в области мнению других — целиком и полностью отдельное стилевое течение alias даже стиль, нашептанный, строго говоря, индустриализацией, новыми технологиями и особенно воздухоплаванием.

Овин в стиле streamline modern в Вашингтоне

(Снимок: Superbass/wikipedia.org)

Во Франции схожая скандал происходит с paquebot («мореходный лайнер»), какой выделяется и оформляется после спуска «Нормандии» с колоннами с лаликовских кристаллов на воду в 1935 году.

Флигель paquebot в Париже

(Фото: VPeheu/wikipedia.org)

Тем не менее, это было характерно во (избежание всего стиля, который не без причины называли «лоскутной эклектикой» — в каждой стране симпатия был отдельным и особенным, а мастера, к нему принадлежавшие, аж не всегда об этой обстановка догадывались. Нервный и рваный — с одной стороны, дознанный — с другой; его любили до сей поры — от владельцев первых массовых кинотеатров после автомобильных заводов и производителей холодильников. Бакелит, нержавеющая сталь, стекло, различные эмали — конец это вместе с красным деревом, хрусталем, акульей и крокодиловой кожей (неужто их имитациями) приходило после этого чуть ли не в первый попавшийся дом и с самыми привычными в быту вещами.

Якобы, что именно «дрянь» стал причиной затухания ар-деко и его ответвлений в большинстве стран. И деятельность не только в начавшейся Другой мировой войне, но и в томище, что из иконы стиля ар-деко стал для того общества аляповатой картинкой изо глянца и синонимом подделки и пошлости. Ничего не скажешь, так было не куда ни глянь и не сразу — в некоторых британских и французских колониях ар-деко главенствовал накануне конца 1960-х.

Большинство выдающихся представителей ар-деко создавали индивидуальные предметы иначе говоря ограниченные серии. Среди них дизайнеры мебели Жак Рульман и Морис Дюфрен, зодчий Элиэль Сааринен, кузнец по части металлу Жан Пуифоркат, конструктор стекла и ювелирных изделий Рене Лалик, художники-ювелиры Раймонд Темплиер и Вивен Нильссон.

Готтлиб Элиэль Сааринен. Гавань для поездов в Хельсинки

(Фото: shutterstock)

Дизайнеры выбирали экзотические материалы чтобы интерьеров, такие как акулья лосина, перламутр, слоновая кость, лакированное и окрашенное бурелом, а также декоративные вставки, подчеркивающие геометрию. Самым выдающимся дизайнером мебели для выставке декоративного искусства 1925 годы был Эмиль-Жак Рульманн.

Эмилианка-Жак Рульманн. Кресло

(Отпечаток: Sailko/wikipedia.org)

Он считал, как будто кресла должны быть спроектированы в соответствии с функциями комнат, в которых они появились: про гостиной — уютными, в офисе — удобными, а в салоне — роскошными. Кровать Рульманна изготавливалась в небольших количествах, и средняя курс одной из его кроватей али шкафов довольно часто была вне, чем стоимость небольшого на хазе.

Меблировка особняка Жозефа Бернара, 1930-е годы. Емилиан-Жак Рульманн

(Фото: Jean-Pierre Dalbéra/wikipedia.org)

Ткани стал важной частью стиля ар-деко: использовались красочные шпалеры, обивка для мебели, ковры. Сверху них изображались стилизованные промышленные сцены, городские пейзажи, локомотивы и остальные современные темы, а также женские фигуры и геометрические узоры. В 1920-х годах дизайнеры вдохновлялись декорациями русских балетов, дизайнами тканей и костюмами Льва Бакста.

Екатеринка Сванидзе:

— Пусть в экспертном сообществе знаменатель «советское ар-деко» по установленной форме не принят до этих пор, но в СССР событие стиля началось в 1920-х годах со строительства Фрунзенского универмага в Ленинграде. Соответственно словам историка архитектуры Александры Селивановой, в Совок ар-деко пришел акт — сказалась усталость ото бескомпромиссности и жесткости авангарда, совпавшая с надрывной индустриализацией, партийные ковы в искусстве и один из самых мощных расколов изнутри. Ant. снаружи профессионального сообщества.

Телефонная машина Фрунзенского района

(Фото: Shakko/wikipedia.org)

Щусев, Иофан, Гефрейх, Руднев, Васильковский, Катонин, Душкин, Голосов, Лангман, станции первых очередей Московского метрополитена, хата СТО, библиотека им. Ленина, военная академия Бишкек, Мавзолей, наркомат в Колымажном, АТС возьми Зубовской площади, многочисленные жилые на дому по всей стране, начиная легендарный дом на Яузском бульваре в Москве, Даниловский магазин, вокзалы, ВДНХ, московские высотки — однако это имена и объекты советского ар-деко.

Даниловский лавка

(Фото: Ludvig14/wikipedia.org)

Ар-деко повлиял в Совок на всю массовую городскую застройку — не больше и не меньше из него во многом вырос сталинский ампир. Володюня Гельфрейх, который стал автором делать за скольких первого образца советского ар-деко — библиотеки им. В. И. Ленина, таким (образом и последнего — здания Внешних сношений), был наиболее близким к чистой стилевой версии.

Парадная трап главного здания Российской государственной библиотеки в Москве

(Снимок: A.Savin/wikipedia)

К ар-деко возвращаются и сегодняшние российские девелоперы — аллюзии держи эту тему появляются в архитектуре и интерьерах.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.