Пaндeмия сильнo зaтрoнулa сeгмeнт тoргoвыx цeнтрoв: в пeрвыe мeсяцы ТЦ прoстo нe рaбoтaли, пoтoм стoлкнулись с oттoкoм кaк aрeндaтoрoв, тaк и пoсeтитeлeй. Пeрвыe нe выдeржaли вынуждeннoй oстaнoвки бизнeсa и рeзкoгo пaдeния oбoрoтoв, втoрыe всe чaщe oткaзывaются oт спoнтaнныx пoxoдoв в мeстa скoплeния людeй. Выяснили у экспeртoв рынкa, чтo измeнилoсь в сeгмeнтe и кaкими будут нoвыe oткрытия 2022 гoдa.
Пo oцeнкe мeждунaрoднoй кoнсaлтингoвoй кoмпaнии Knight Frank, нa 2022 гoд девелоперы заявляют выведение в Москве 448,2 тыс. кв. м торговых площадей. «Пророчество по открытию новых торговых центров получи 24,7% превышает показатель 2021 лета. Он также выше показателей 2020 и 2019 годов — получи 71,3% и 91,3% соответственно», — говорит районный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Енюта Хакбердиева.
170 тыс. торговых «квадратов» с заявленного на 2022 годок объема — объекты со сроками ввода, перенесенными с 2021-го, говорит знаток. «Существует вероятность корректировки даты ввода 30–40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2022 году, — отмечает Евгеня Хакбердиева. — Но сужение объемов ввода не кончай существенным: часть объектов сделано находится в высокой степени готовности, девелоперам убыточно переносить дату ввода возьми финальной стадии реализации проекта».
Кинетика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей
О томище, что сроки ввода части новых ТЦ могут лежать перенесены еще на бадняк, говорит и директор департамента торговой недвижимости JLL Пануля Жилкина. «Доля свободных площадей по мнению итогам 2022 года может построить 7–8%, увеличившись с текущих значений держи 1–2 п.п. Рост возможен (как) будто за счет открытия новых объектов, идеже уровень вакантности обычно за пределами, чем у существующих объектов, в такой степени и за счет увеличения доли свободных площадей в устаревших торговых центрах», — отмечает знаток. В торговых центрах, которые будут появляться в 2022 году, доля пустующих площадей кончайте достигать 40%, прогнозируют в JLL и Knight Frank.
«Вскрывать в текущих реалиях новый купецкий центр — это сделано подвиг, заслуживающий признания и уважения в любом случае, с каким бы процентом заполняемости спирт ни открывался, — подчеркивает Поляша Жилкина. — Предположительно объекты, заявленные держи 2022 год, будут обнаруживаться с вакантностью в диапазоне 20–40%, что-что для сегодняшнего рынка, к сожалению, является нормой. Однако надо отметить, что в случаях, рано ли основной причиной высокой вакантности ТЦ является то-то и оно пандемия и связанные с ней ограничения (а неважный (=маловажный) плохая локация, неэффективная финитизм, сильная конкуренция и слабый совокупность «якорей» в самом проекте), впоследствии официального открытия он дозаполняется предостаточно быстро и в течение двух-трех кварталов достигает 90–95% заполняемости».
Только что не 90% всех торговых площадей, намеченных к вводу получай 2022 год (408,7 тыс. «квадратов»), придется получи и распишись десять ТЦ, подсчитали в Knight Frank. Самая крупная с запланированных премьер — торгующий центр в составе ТПУ «Селигерская», его место составит 168 тыс. кв. м. Топ-10 торговых центров, которые заявлены сверху 2022 год, по оценке компании, составили:
Ячейка: пересечение Дмитровского и Коровинского тракт
Общая / арендопригодная площадь: 168 тыс. кв. м / 145 тыс. кв. м
Девелопер: ГК «Ташир»
Адрес: проспект Таблица, 119
Общая / арендопригодная площадь: 35 тыс. кв. м / 26,25 тыс. кв. м
Девелопер: «Солнышко Москвы»
Ячейка: пересечение Боровского шоссе и улицы Корнея Чуковского
Шаболда / арендопригодная площадь: 28,95 тыс. кв. м / 18,5 тыс. кв. м
Девелопер: ООО «СМС»
Адрес: дорога Дыбенко, 7
Общая / арендопригодная агора: 25 тыс. кв. м / 17,5 тыс. кв. м
Девелопер: MR Group
Адрес: Большая Очаковская бульвар, вл. 1, стр. 2
Проститутка / арендопригодная площадь: 28,5 тыс. кв. м / 15,83 тыс. кв. м
Девелопер: ФПК «Спонсор-Инвест»
Адресок: улица Земляной Вал, 37, корп. 1
Проститутка / арендопригодная площадь: 60,4 тыс. кв. м / 15 тыс. кв. м
Девелопер: IKON Development
Адрес: Рязанский каталог, 1, стр. 1
Общая / арендопригодная место: 20 тыс. кв. м / 14 тыс. кв. м
Девелопер: «Мосинжпроект»
Адрес: эспланада Летчика Бабушкина, 26
Общая / арендопригодная регистан: 36,36 тыс. кв. м / 19,9 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Адрес: Зеленый брошюра, 81
Общая / арендопригодная площадь: 26,1 тыс. кв. м / 13,6 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Адрес: улица Миклухо-Маклая, 27а
Проститутка / арендопригодная площадь: 16,65 тыс. кв. м / 12,2 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Новые ТЦ кончено сильно отличаются от своих допандемийных предшественников, по слухам участники рынка. «В новых проектах сделано изначально закладываются расширенные досуговые зоны — большая купон площадей отдается под развлечения, велнес и цех питания, что делает ТЦ lifestyle-пространством, — говорит Еняша Хакбердиева. — Современный потребитель. Ant. продавец придает все больше значения возможностям в соответствии с проведению свободного времени и досуга, а в свой черед эмоциональной составляющей в процессе шопинга. К тому а девелоперы торговых центров осознают возрастающую значимость размещения операторов с новыми концепциями в своих объектах с-за их способности к генерации трафика».
Торговым центрам надо меняться и из-за конкуренции с онлайн-шопингом. Нежели крупнее ТЦ, тем не задавайся ему выдерживать такую конкуренцию, говорит Поля Жилкина. «Быть ближе к покупателю», на (все) сто процентов закрыть все базовые потребности, являться первым пунктом назначения, какой приходит в голову при появлении запроса для покупку новых товаров али услуг — благодаря этому тренду ты да я видим в торговых центрах невыгодный только супермаркеты, химчистки и аптеки, да также «Мои документы», салоны прелести, отделения Сбербанка, пункты выдачи заказов, медицинские обслуживание и т. д.», — отмечает критик.
Распространение получила и практика в области включению в состав ТЦ категорий арендаторов, ориентированных сверху ценности ЗОЖ и физического развития: фитнес-клубов, спортивных студий, танцклассов. Весь век чаще в составе торговых центров появляются расширенные фуд-концепции — штампованный ресторанный дворик во многих новых ТЦ своим разнообразием, поторапливайся, напоминает гастрохолл. Это делается пользу кого привлечения и удержания посетителей — такие концепции многими на днях воспринимаются как бюджетная дилемма ресторанному досугу.
«Для фоне перечисленных трендов реальный цикл объектов торговой недвижимости стал свертываться — сейчас он составляет в среднем 15 парение, после достижения конечной точки цикла владетель торгового центра должен совокупно разобрать внутренние и внешние факторы, влияющие в трафик и доходность объекта, как-то состав арендаторов, актуальность архитектурных и интерьерных решений, концепцию и направленность объекта, которые будут исполнять новые предпочтения потенциальных посетителей», — охватывает Евгения Хакбердиева. По оценке Knight Frank, в ближайшие годы изменение формата ждет порядка 30% качественных торговых объектов Москвы.
Читайте вдобавок: Офисы, ТЦ и склады: развал коммерческой недвижимости Москвы ожил