Ампир в архитектуре и интерьере: истоки, особенности, фото

Aмпир (oт фрaнцузскoгo empire — «импeрия») пoявился вo врeмя прaвлeния Нaпoлeoнa Бoнaпaртa (1804–1815 гoды). Метаболизм стaл прoдoлжeниeм клaссицизмa, кoтoрый зaимствoвaл oснoвныe идeи с aрxитeктуры Дрeвнeй Грeции и Римa. Сoздaтeлями стиля aмпир считaются Шaрль Пeрсьe и Пьeр Фoнтeйн. Этиx фрaнцузскиx aрxитeктoрoв мoжнo нaзвaть придвoрными дизaйнeрaми Нaпoлeoнa — oни пoлучaли зaкaзы oт всeгo импeрaтoрскoгo двoрa.

Экспeрт в этoй стaтьe: Eлизaвeтa Лиxaчeвa, искусствoвeд, дирeктoр Музeя aрxитeктуры имeни A. В. Щусeвa

Aмпир пoявился вo врeмeнa прaвлeния Нaпoлeoнa

(Фoтo: Denis Doukhan/Pixabay )

Вo врeмя рaсцвeтa Фрaнции в нaчaлe XIX стoлeтия Нaпoлeoн стрeмился пoдчeркнуть мoгущeствo импeрии, и этo вслeд зa политикой отражалось в архитектуре и интерьерах. «Рождение ампира связано, разумеется, с правлением Наполеона I Бонапарта и с общим интересом к Римской империи, к античности, — рассказывает Лизуня Лихачева. — Как начало, здания и монументы, которые строятся в нынешний период, в своем убранстве используют военную атрибутику: щиты, луки, плюмажи, лавровые венки, инструмент изобилия, то есть и старый и малый то, что так возможно ли иначе отражает тему войны, военных действий, победы. А именно этими элементами римляне украшали домашние триумфальные арки и здания. Отчего, когда Наполеон строит новое королевство с собой во главе в качестве императора, некто обращается к стилю единственной империи, которая по отношению ко всему пользовалась хоть каким-в таком случае авторитетом у европейцев, — к Римской».

Ампир подчеркивал атмосферу могущества империи и полномочия

(Фото: Werner Weisser/Pixabay )

Интерьеры в стиле ампир должны были производить на свет мощное и строгое впечатление. Такого типа эффект достигался благодаря обилию массивных элементов, симметричным и жестким планировкам, а и использованию большого количества прямых линий и острых углов.

Мальмезон — мыза в 20 км от Парижа, в особенности известная как частная представительство Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне

(Фотка: Gerhard Bögner/Pixabay)

Позолоченные прибамбасы были очень популярны и стали характерной чертой того периода. Многие интерьеры украшали пилястры и колонны времен Римской империи. Львы, орлы, вазы, сфинксы и пальмовые листья, панты изобилия и мифологические существа — распространенные декоративные мотивы периода расцвета ампира. Орнаменты в военном стиле (трофеи, гербы, шпили) в свою очередь встречались достаточно часто.

В интерьерах как правило использовались смелые цветовые сочетания. Экстра-класс орнамента контрастировало с темно-зелеными, синими другими словами красными оттенками обивки мебели. Светлые цвета использовались интересах стен и потолков. В каждой комнате была своя перечень, обычно только с одним темным цветом.

Самым популярным материалом для того пола был паркет. В некоторых комнатах встречался стук, а тронные залы часто украшали коврами. На (место картин чаще использовались взрослые зеркала, которые расширяли площадь и обеспечивали обилие света. Потолки украшали массивные бронзовые люстры.

Тахта в стиле ампир

(Фото: Ian Kelsall/ Pixabay )

На обшивки использовали блестящие красный товар: атлас, шелк и бархат. Ими но могли покрыть стены. Надо роскошными кроватями часто висели широкие балдахины. Предметы мебели, в духе и весь интерьер, в основном состояли изо прямых линий и форм, выглядели немерено массивно.

В интерьерах стиля ампир предпочитание отдавалось дорогим, роскошным материалам: мрамору, золоту, красному дереву, дубу, драгоценным камням. Каждая модульон должна подчеркнуть масштаб, образовать ощущение власти и величия.

«В России разновидностей интерьерного ампира одну каплю: времен правления Павла I, Сашура I и ампир «раннего Николая I», — рассказывает Лизута Лихачева. — Это, сиречь правило, очень простая кушетка, обычно светлых тонов. Оно, например, в позднем ампире в начале николаевского правления используется темное балка — тонированное либо анакардиум. Но чаще всего сие обычная или карельская береза, елочка. На подлокотниках кресел или — или спинках кровати можно столкнуться птичьи головки, хотя принимать мебель стиля ампир вместе без декора». Во (избежание российского ампира, говорит умелец, характерна спокойная по характеру трибуна без каких-то ярких чертенок — например, круглые другими словами овальные столы светлого дерева с темными вставками не принимая во внимание изображений.

Мальмезон. Спальня императрицы. Редакция Ш. Персье и П. Фонтена. Франция

(Фотомордочка: wikipedia.org)

«Очень популярны были имитации римских масляных ламп. Пьезокварц, богатое убранство больше относится к предыдущей эпохе, барокко. Ещё раз ампир — это навсегда бронза, иногда позолоченная. Тоже очень популярными были ампирные тикалки, их до сих пор есть найти в большом количестве в антикварных магазинах», — добавляет Елисавета Лихачева. Чаще всего сие каминные часы из позолоченной бронзы, с металлической разве каменной подставкой на бронзовых ножках и незамысловатым орнаментом: свидание), который держит стрелу, иль сюжет из греческой классики, римской поэзии.

В настоящее время воплотить ампир в интерьере (страсть сложно, пожалуй, даже нельзя, считает эксперт. «Ампир в квартире смотрится равно как минимум странно. И если басить о современной мебели и предметах интерьера в этом стиле, в таком случае, на мой взгляд, их безвыгодный существует, — говорит Лихачева. — Рецидивист в стиле ампир построить сильнее реально, но для сего надо нанять хорошего архитектора, возлюбленный спроектирует каждую деталь. Лопать итальянские фабрики, которые производят предметы интерьера в классических стилях и пуф по лекалам 150–200-летней давности. В любом случае в этом стиле нужно вывозить на себе все — от подъездной дорожки раньше спальни, это довольно за высокую цену и сложно. Особенно не есть смысл делать, на мой мнение, ампирную кухню. Во-первых, сие дико смотрится, а во-вторых, возлюбленная ужасно неудобная, потому как ордерные элементы и пилястры считаться с чем мыть, за ними полагается ухаживать и содержать в должном виде. Сие редко кто умеет».

Парламент США

(Фото: Thuan Vo/Pexels)

Основанный в архитектуре античности и элементах Римской империи, ампир процветал в разных странах, и в каждой изо них проявлял себя за-своему. Но везде разрешается отметить характерные элементы стиля — колонны (чаще римско-дорический приказ, реже коринфский), строгий и афористический декор, ограниченный выбор цвета.

«Чаще лишь здания в стиле ампир в России — желтого цвета. Началось сие как раз с Наполеона, другой раз Александр I побывал в Париже за победы над ним. Фрэнчовый император еще до войны издал частный указ, согласно которому любое дома в Париже должны быть окрашены в три цвета: белесо-голубой, зеленый и желтый. Александр сие увидел и ему так понравилось, почему, вернувшись в Россию, он как и приказал красить дома не менее в три цвета, — рассказывает Вета Лихачева. — В основном русские зодчие выбирали лимонно-желтый, потому что он для фоне мрачного неба и белого снега смотрелся особо выигрышно».

В Англии ампир маловыгодный очень прижился, а вот в России и США расцвел в полной мере, говорит рецензент. «В США довольно вдоволь интересных, ампирных, под Вечный город сделанных сооружений. Самые известные — монумент Джефферсона и здание американского Сената. Тама намешаны и ампир, и барокко. Переставать забавно, что купол здания Сената США проектировался в томище числе по чертежам Огюста Монферрана», — отмечает Лихачева.

Малая Триумфальная перекрытие на площади Каррузель. 1808. (столица. Архитекторы Ш. Персье, П. Фонтен

(Фотоснимок: Bronisław Dróżka/Pixabay )

Бонапарт был вдохновлен мощью и монументальностью Римской империи, а впоследствии египетского похода также увлекся историей и культурой Древнего Египта. Вследствие этого во французских архитектурных сооружениях и интерьерах того времени преобладают характерные во (избежание ампира симметрия и строгое проектирование, прямые линии и острые углы, массивные простейшие положения и военные мотивы.

В период его правления в стране появляются такие здания и памятники, равно как церковь Мадлен Виньона, Триумфальная свод Шальгрина в Этуаль, а также Триумфальная перекрытие Персье и Фонтена в Париже и Вандомская колонка Гондуэна и Лепера.

Наполеон I собственной персоной посетил французские текстильные, фарфоровые и мебельные мастерские: живописно-прикладное искусство должно было прислуживать продвижению его правления. Старинные фигура и орнамент, встречающиеся еще в стиле Людовика XVI, были в результате дополнены имперскими символами Наполеона, к которым относились детва, буква N, окруженная лавровым венком, знаменитость, орел и экзотические иероглифические мотивы, взятые изо египетской кампании (май 1795-го — октябрь 1799-го).

В Швецию наполеоновский слог привез имперский маршал Бернадотт, далее ставший королем Швеции и Норвегии и правивший что Карл IV Юхан. Ампир оставался популярным в Скандинавии и по времени того, как вышел с моды в остальной Европе.

Ампир в России: Александринский арена в Санкт-Петербурге

(Фото: wikipedia.org)

В России ампир начал нанимать популярность примерно в то а время, что и во Франции. Изложение складывался под влиянием наполеоновской империи, обладая около этом собственными оригинальными чертами. Базой стала структура античности, традиции Древнего Рима и Древней Греции, опять-таки в развитии отчетливо прослеживались и проявления русского классицизма.

Процветание стиля пришелся на регентство Александра I — после победы по-над Наполеоном. «Ампир в России расцветает еще после 1812 года, порой семантика военной победы через Наполеона переходит по наследству либо как трофей в Россию, — рассказывает Лизуха Лихачева. — Это заранее всего итальянцы Бове и Росси, сие Стасов и Монферран, который строит Исаакиевский божий храм — один из важнейших монументов, связанных с победой надо Францией, а точнее, победой надо Наполеоном».

Ампир прижился в России: после сути, именно в этом стиле выстроен дочиста парадный Санкт-Петербург: Александринский эстрада, Вагановское училище, Михайловский сераль, Исаакиевский собор, Казанский парламент. Москва отстраивалась в стиле ампир после этого пожара под руководством Бове и Жилярди (гельветический архитектор, который приехал в Россию). «Сие перестройка Московского университета — вследствие Жилярди там появляются ампирные слои. Это московский Манеж, Больший театр, огромное количество всевозможных особняков желтого цвета с колоннами и портиками», — говорит Лихачева.

Ампир в России: Исаакиевский съезд в Санкт-Петербурге

(Фото: Akarasa Studio/Pixabay)

Со временем войны в стиле ампир были восстановлены поместье Тургенева, дом Сытина, постройки Гоголевского бульвара. «Многочисленные ампирные круги появляются и в советской архитектуре: военная тематика была больше чем уместна в стране, победившей фашизм. Примеры сталинского ампира: баня Министерства обороны на Знаменке, четвертая черед московского метро (Кольцевая гидроизопьеза). Она вся ампирная, а особенно прекрасна в этом отношении пролет метро «Октябрьская» — практически это военный храм, — перечисляет Клятва Божия Лихачева. — Станция подземный дворец «Таганская» паче барочная, но ампирная вопрос присутствует и там. И конечно, овчинка выделки стоит вспомнить архитектурные элементы московских высоток: в противном случае к ним подойти близко, ведь найдутся и триумфальная арка, и картуш, и лавровые венки».

Читайте и: 7 самых интересных зданий Петербурга, которые вам удивят

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.